Сегодня мы сравним преимущества и недостатки семей с разным количеством детей. На что это количество влияет и как. А главное, в чём особенности детей, воспитывающихся в семьях с разным количеством детей.
Итак, начнём по порядку…
Семья с 1 ребёнком
Неоспоримым плюсом детей из таких семей является более высокая самооценка по сравнению с другими детьми. Они более развиты, больше знают и способности у них чаще выше чем у детей из большой семьи. Но не всегда. Бывают и в многодетных семьях одарённые дети., которые намного превосходят единственных по способностям и интеллекту.
Единственный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, слушает взрослые разговоры и участвует в них на равных. С его мнением начинают рано считаться.
Он легко принимает помощь и даже ожидает её со стороны других людей, т. к. привык к повышенному вниманию к себе в собственной семье.
Недостаток таких детей в том, что
Часто у единственных возникают сложности при вхождении в коллектив, общении со сверстниками. Они часто разочаровываются в людях, т. к. те не относятся к ним также тепло и внимательно, как и родители.
Единственному часто очень не хватает поддержки брата или сестры, ему приходится преодолевать свои проблемы в одиночку. Но зато такой ребенок эмоционально более устойчив, потому что не испытывает чувств соперничества и конкуренции с другими детьми в семье.
Чрезмерное внимание со стороны родителей и неусыпное наблюдение за его жизнью негативно сказываются на формировании его личности — происходит инфантилизация и психическое развитие замедляется.
Двоим уже есть чем заняться вместе, но всё равно они быстро эмоционально насыщаются друг другом и нуждаются во внимании и занятиях со взрослыми.
В таких семьях младшему достаётся больше ласки и внимания, а старший становится более взрослым и самостоятельным — он уже «отвечает» за младшего.
При этом старший часто высмеивает и унижает младшего, демонстрирует своё превосходство, отыгрываясь за то, что любви второму достаётся больше.
Но, тем не менее, старший ребёнок очень сильно влияет на становление и развитие младшего, учит его многим вещам, влияет на становление его интересов.
Он навсегда лидер в отношениях. А младший чувствует себя так, что никогда не сможет сравниться со старшим.
Менее любимый ребёнок в таких семьях остро чувствует ситуацию, и дальнейшая его жизнь может сложиться не очень удачно в личном плане, т. к. у него формируется Я-концепция «нелюбимого ребёнка».
В будущем он может попасть в отношения с такими людьми, которые не будут его ценить, замечать и любить, чем только подтвердится его внутреннее самоощущение.
Двое дерутся между собой намного чаще, чем большее количество детей.
Они постоянно соперничают: "У него больше сока в кружке!», «Я хочу, чтоб ты мне первой сделала массаж!».
Тем не менее, соперничество — хороший стимул для достижения успехов в учёбе и других занятиях, а потому использовать его можно и на благо детям.
Легче соперничество переносится там, где дети разнополые.
Семья с 3-4 детьми (среднедетная), а ныне считающаяся многодетной.
Это положительно сказывается на формировании личности: и на социальном будущем ребёнка, и на его будущей семейной жизни.
Казалось бы, в такой семье у мамы почти нет жизни: всё время дети, дети, стирка, уборка.
Но на самом деле, когда детей 3 и более, маме намного легче: старшие гуляют с младшими, развлекают их, помогают делать уроки и даже воспитывают. Дети замкнуты друг на друге, их много и потому им никогда не бывает скучно, они всегда смогут себя занять и без взрослых.
Старшие дети в таких семьях — пример для младших. Именно у них остальные учатся договариваться, ссориться, мириться, отстаивать свои права, делиться с другими, помогать и сопереживать.
Судьба старшего ребёнка похожа на судьбу единственного: он умнее остальных детей, и часто достигает больших успехов в карьере.
Минусы такой семьи – дети в среднем менее интеллектуально развиты, чем их одинокие сверстники, и реже заканчивают ВУЗы.
Из-за обилия детей, каждый из них пытается занять какую-то уникальную позицию в семье, чем-то выделиться среди остальных. Иногда это выражается не очень хорошим способом: драками, заносчивостью, принятием на себя роли, противоположной остальным детям в семье. Например, девочка, пытаясь отличиться от своих сестёр, берет на себя роль мальчика и т д.
Плюсы такой семьи в том, что дети, безусловно, хорошо адаптируются в любом коллективе.
И действительно, читаешь о жизни такой семьи и удивляешься: в каждой истории что-то своё, весьма интересное и оригинальное.
Бывает, такие семьи возникают из-за того, что родители просто берут детей из детского дома, и набирают так целый коллектив.
Многодетная семья более сплочённая, чем другие, а родители — более ответственные.
В любом интервью, которое читаешь или смотришь, всплывают типичные проблемы многодетных семей: мало денег, теснота и нет возможности уединиться, мама не может уделить внимание каждому ребёнку.
Прокормить такую семью намного сложнее: сколько раз в неделю нужно сходить в магазин и как продукты дотащить до дома?
В машину тоже все дети не влезут.
Но это всё бытовые проблемы.
А существуют ещё и социально- психологические: высшее образование получат далеко не все. Хотя, если заглянуть в историю, то автор таблицы химических элементов — Менделеев был 17 ребёнком в семье, К. Циолковский — пятым, и многие другие талантливые и одарённых люди росли в многодетной семье.
Плюсы большой семьи. Большая многодетная семья препятствует формированию в детях эгоизма, лени, себялюбия. Педагоги замечают, что дети из больших семей лучше подготовлены к жизни и её трудностям.
Интересы, характеры и отношения в такой семье богатые и разнообразные. Всё это развивает родителей и детей, обогащает их внутренний мир. Дети больше уважают старших, они более самостоятельны, расторопны, они склонны проявлять заботу о других, в них легче развиваются нравственные качества.
Старшие с детства помогают матери – с младенцами и по дому. Труд для них — не тяжелая повинность, а обычное явление. Мальчики участвуют в домашних обязанностях наравне с девочками, и потому лучше приспособлены к самостоятельной жизни, чем избалованные единственные дети.
Ребёнок общается как с мальчиками, так и с девочками, живёт бок о бок с детьми противоположного пола. Поэтому он хорошо знает отличие мужской психики от женской, умеет договариваться. Ему легче будет строить отношения в своей собственной семье.
Минусы большой семьи. Большая ответственность и множество обязанностей, которые навешивают на ребёнка в родительской семье, могут вызвать в нем нежелание иметь детей впоследствии. Выросшие дети могут упрекать родителей за своё «потерянное» детство. У детей большой семьи часто занижена самооценка, потому что они ощущают себя частью коллектива и плохо чувствуют своё отдельное «Я».
Таким образом, в каждом типе семьи есть свои преимущества и недостатки, дети из разных семей по-разному подготовлены к жизни, но у каждого есть своё преимущество, благодаря которому обеспечится его выживание в социуме. А решать, сколько иметь детей в семье — конечно, Вам. Взвесив все «за» и «против», вы, надеюсь, примите верное решение.
Итак, начнём по порядку…
Семья с 1 ребёнком
Ни для кого не секрет, что один ребёнок в семье — эгоист. Семьи с одним ребёнком более конфликтные, и являются неудовлетворительными как с демографической, так и социально-психологической точки зрения, потому что в такой семье скудны ролевые структуры. То есть, каждый человек в семье исполняет мало ролей и роли в такой семье ограничены.
Но есть и плюсы.
Но есть и плюсы.
Неоспоримым плюсом детей из таких семей является более высокая самооценка по сравнению с другими детьми. Они более развиты, больше знают и способности у них чаще выше чем у детей из большой семьи. Но не всегда. Бывают и в многодетных семьях одарённые дети., которые намного превосходят единственных по способностям и интеллекту.
Единственный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, слушает взрослые разговоры и участвует в них на равных. С его мнением начинают рано считаться.
Он легко принимает помощь и даже ожидает её со стороны других людей, т. к. привык к повышенному вниманию к себе в собственной семье.
Недостаток таких детей в том, что
они не могут понять сложности и самобытности другого человека, плохо определяют настроение собеседника и его внезапные изменения. Они не приспособлены к партнёрским отношениям.
Часто у единственных возникают сложности при вхождении в коллектив, общении со сверстниками. Они часто разочаровываются в людях, т. к. те не относятся к ним также тепло и внимательно, как и родители.
Единственному часто очень не хватает поддержки брата или сестры, ему приходится преодолевать свои проблемы в одиночку. Но зато такой ребенок эмоционально более устойчив, потому что не испытывает чувств соперничества и конкуренции с другими детьми в семье.
Чрезмерное внимание со стороны родителей и неусыпное наблюдение за его жизнью негативно сказываются на формировании его личности — происходит инфантилизация и психическое развитие замедляется.
Семья с 2 детьми также считается неудовлетворительной с демографической и социально-психологической точки зрения, как и семья с одним ребёнком. В такой семье ещё нет качества полноценного коллектива, ролевые структуры не богаты.
Двоим уже не так скучно и одиноко — они всегда вместе. Но двое детей, особенно одного пола — всегда соперники.
Иногда это соперничество в более взрослом возрасте выливается в настоящие драмы: девочка «уводит» у своей сестры жениха, а то и мужа, чтобы доказать той и прежде всего самой себе, кто же из них на самом деле лучше.
Иногда это соперничество в более взрослом возрасте выливается в настоящие драмы: девочка «уводит» у своей сестры жениха, а то и мужа, чтобы доказать той и прежде всего самой себе, кто же из них на самом деле лучше.
Двоим уже есть чем заняться вместе, но всё равно они быстро эмоционально насыщаются друг другом и нуждаются во внимании и занятиях со взрослыми.
В таких семьях младшему достаётся больше ласки и внимания, а старший становится более взрослым и самостоятельным — он уже «отвечает» за младшего.
При этом старший часто высмеивает и унижает младшего, демонстрирует своё превосходство, отыгрываясь за то, что любви второму достаётся больше.
Но, тем не менее, старший ребёнок очень сильно влияет на становление и развитие младшего, учит его многим вещам, влияет на становление его интересов.
Он навсегда лидер в отношениях. А младший чувствует себя так, что никогда не сможет сравниться со старшим.
Менее любимый ребёнок в таких семьях остро чувствует ситуацию, и дальнейшая его жизнь может сложиться не очень удачно в личном плане, т. к. у него формируется Я-концепция «нелюбимого ребёнка».
В будущем он может попасть в отношения с такими людьми, которые не будут его ценить, замечать и любить, чем только подтвердится его внутреннее самоощущение.
Двое дерутся между собой намного чаще, чем большее количество детей.
Они постоянно соперничают: "У него больше сока в кружке!», «Я хочу, чтоб ты мне первой сделала массаж!».
Тем не менее, соперничество — хороший стимул для достижения успехов в учёбе и других занятиях, а потому использовать его можно и на благо детям.
Легче соперничество переносится там, где дети разнополые.
Семья с 3-4 детьми (среднедетная), а ныне считающаяся многодетной.
Среди таких семей меньше всего конфликтных. Они более сплочённые, а между детьми существует большое разнообразие связей. Число таких связей уже в 2 раза больше, чем в двухдетной семье.
Это положительно сказывается на формировании личности: и на социальном будущем ребёнка, и на его будущей семейной жизни.
Казалось бы, в такой семье у мамы почти нет жизни: всё время дети, дети, стирка, уборка.
Но на самом деле, когда детей 3 и более, маме намного легче: старшие гуляют с младшими, развлекают их, помогают делать уроки и даже воспитывают. Дети замкнуты друг на друге, их много и потому им никогда не бывает скучно, они всегда смогут себя занять и без взрослых.
Старшие дети в таких семьях — пример для младших. Именно у них остальные учатся договариваться, ссориться, мириться, отстаивать свои права, делиться с другими, помогать и сопереживать.
Судьба старшего ребёнка похожа на судьбу единственного: он умнее остальных детей, и часто достигает больших успехов в карьере.
Минусы такой семьи – дети в среднем менее интеллектуально развиты, чем их одинокие сверстники, и реже заканчивают ВУЗы.
Из-за обилия детей, каждый из них пытается занять какую-то уникальную позицию в семье, чем-то выделиться среди остальных. Иногда это выражается не очень хорошим способом: драками, заносчивостью, принятием на себя роли, противоположной остальным детям в семье. Например, девочка, пытаясь отличиться от своих сестёр, берет на себя роль мальчика и т д.
Плюсы такой семьи в том, что дети, безусловно, хорошо адаптируются в любом коллективе.
Семья, где от 6 до 15 детей (многодетная)
Таких семей очень немного в современной России. И обычно они считаются чем-то из ряда вон выходящим: у них берутся интервью, с ними снимают телепередачи, о них пишут в газетах.
И действительно, читаешь о жизни такой семьи и удивляешься: в каждой истории что-то своё, весьма интересное и оригинальное.
Бывает, такие семьи возникают из-за того, что родители просто берут детей из детского дома, и набирают так целый коллектив.
Многодетная семья более сплочённая, чем другие, а родители — более ответственные.
В любом интервью, которое читаешь или смотришь, всплывают типичные проблемы многодетных семей: мало денег, теснота и нет возможности уединиться, мама не может уделить внимание каждому ребёнку.
Прокормить такую семью намного сложнее: сколько раз в неделю нужно сходить в магазин и как продукты дотащить до дома?
В машину тоже все дети не влезут.
Но это всё бытовые проблемы.
А существуют ещё и социально- психологические: высшее образование получат далеко не все. Хотя, если заглянуть в историю, то автор таблицы химических элементов — Менделеев был 17 ребёнком в семье, К. Циолковский — пятым, и многие другие талантливые и одарённых люди росли в многодетной семье.
Плюсы большой семьи. Большая многодетная семья препятствует формированию в детях эгоизма, лени, себялюбия. Педагоги замечают, что дети из больших семей лучше подготовлены к жизни и её трудностям.
Интересы, характеры и отношения в такой семье богатые и разнообразные. Всё это развивает родителей и детей, обогащает их внутренний мир. Дети больше уважают старших, они более самостоятельны, расторопны, они склонны проявлять заботу о других, в них легче развиваются нравственные качества.
Старшие с детства помогают матери – с младенцами и по дому. Труд для них — не тяжелая повинность, а обычное явление. Мальчики участвуют в домашних обязанностях наравне с девочками, и потому лучше приспособлены к самостоятельной жизни, чем избалованные единственные дети.
Ребёнок общается как с мальчиками, так и с девочками, живёт бок о бок с детьми противоположного пола. Поэтому он хорошо знает отличие мужской психики от женской, умеет договариваться. Ему легче будет строить отношения в своей собственной семье.
Минусы большой семьи. Большая ответственность и множество обязанностей, которые навешивают на ребёнка в родительской семье, могут вызвать в нем нежелание иметь детей впоследствии. Выросшие дети могут упрекать родителей за своё «потерянное» детство. У детей большой семьи часто занижена самооценка, потому что они ощущают себя частью коллектива и плохо чувствуют своё отдельное «Я».
Таким образом, в каждом типе семьи есть свои преимущества и недостатки, дети из разных семей по-разному подготовлены к жизни, но у каждого есть своё преимущество, благодаря которому обеспечится его выживание в социуме. А решать, сколько иметь детей в семье — конечно, Вам. Взвесив все «за» и «против», вы, надеюсь, примите верное решение.
Очень хорошая статья. Единственное, с чем я бы не согласилась, так это с тем, что в семье с 3-4 детьми дети в среднем менее интеллектуально развиты, чем их одинокие сверстники, и реже заканчивают ВУЗы. У меня 3 детей. Со старшим я занималась, учили целенаправленно цвета, формы, буквы, цифры. Но читать и считать он начал в 6 лет, когда пошел на предшколу. С младшими я занималась уже меньше, НО они на порядок быстрее развиваются, чем старший. Они очень быстро учатся у него. Дочь в 4,5 года как-то легко освоила буквы, начала писать, складывать в слова, знает цифры, складывает и отнимает в пределах 10, пытается читать. У нее для ее возраста просто огромный кругозор. Она очень сильно выделяется в своей группе в детском саду. Младший (3 года) тоже во всю учит цифры, сам, строит очень сложные и интересные машины-самолеты из конструктора, в планшете разбирается лучше всех в семье. Так что у семей с 3-4 детьми вообще нет минусов. Сплошные плюсы!
ОтветитьУдалитьЮлия, ваш опыт интересен. Но согласитесь, если муж не помогает воспитывать детей или помогает мало, то минусы все же есть ;)Из минусов в своей семье я бы выделила то, что индивидуального внимания детям мало достаётся, оно у меня больше "коллективное", к сожалению. Но как решить эту проблему, пока незнаю)Мои тоже учат друг друга вовсю) и там где я не справляюсь, они друг друга "пинают")
ОтветитьУдалитьВесьма интересная статья. Мое мнение - в хорошей крепкой семье должно быть 3-е и более детей, тогда будет нормальное продолжение рода.Счастливых и благополучных родов,Вам Татьяна, и успехов во всем.
ОтветитьУдалитьСпасибо большое, Лидия, за тёплые пожелания!
УдалитьСколько детей должно быть в семье? Да разве в колличестве дело? Я знаю много семей где по одному ребёнку. И дети далеко не эгоистичны. И знаю семьи, где по 3-4 ребёнка и семья... Одни проблемы! Всё зависит от родителей! Какие отношения между отцом и матерью? Как они понимают воспитание детей? и многое-многое другое... Но я далека от философии, что мы рожаем детей для продолжения рода. Силы Вселенной создали Человека на Земле, чтобы он был счастлив, потому что только счастливый человек может улучшить жизнь на Планете. И если мужчине и женщине доставляет счастье рожать и воспитывать детей, то независимо от их колличества дети вырастут настоящими покорителями Вселенной!
ОтветитьУдалитьОчень интересная статья-мне понравилось.Насчет эгоизма -согласна, поэтому родила двоих детей. Не судьба было родить третьего...чтобы жалеть не жалею, но согласна, что чем больше детей, тем семья крепче и дети вырастают более воспитанные, чуткие, внимательные к чужим проблемам. С Вами восхищаюсь! Успехов во всем!!
ОтветитьУдалить